Малый бизнес против реновации пятиэтажек в Москве

Главная » Отказ от реновации » Малый бизнес против реновации пятиэтажек в Москве

Изучая вопрос реновации с позиции его благополучия, законотворцы совершенно забыли, что многоквартирный дом это не только проживающие в нем граждане, но и стрит-ретейл, занимающий первые этажи в каждой третьей пятиэтажке столицы. Малый бизнес выступает против реновации пятиэтажек и его мнение обосновано. Чем обернется масштабный план по обновлению ветхого жилья для бизнесменов, становится ясно после небольшого анализа. Такие факторы бизнесмены устанавливают приоритетными, при выборе помещения для ведения дела:

  • Близость к метро

Изначально, не предполагавшие коммерческого назначения первые этажи пятиэтажных жилых домов активно переводились в нежилой фонд, только если располагались возле метро или в районах с большой проходимостью пешеходов. Близость метро позволяла генерировать хороший трафик покупателей и соответственно адекватный прирост дохода. В список домов против реновации сегодня не внесены почти все здания с шаговой доступностью к метро и это первый повод для предпринимателей задуматься о смене насиженного места. Преображение Москвы заставит малый бизнес переезжать в неосвоенные помещения с непонятной транспортной доступностью, а то и вовсе закрываться, в этом стрит-ретейл видит основные минусы реновации пятиэтажек.

  • Витрины или выход на проезжую часть

Чем привлекательны коммерческие помещения в пятиэтажках? Почему малый бизнес выбирает устаревшие, по мнению мэрии планировочные решения, и категорически не хочет оседать в торговых центрах? Ответ прост – индивидуализация и наименьшая конкуренция. Против реновации сегодня выступают как небольшие парикмахерские, магазинчики и кафе, так и ателье и химчистки, понимающие, что в помещениях-муравейниках крупных торговых центров они просто затеряются.

  • Стоимость приобретения или аренды площадей

Бизнес, даже с маркировкой «малый» это всегда расчет на финансовую выгоду, а начинается она с определения стоимости места для деятельности. Привлекательность хрущевок в данном случае оправдана тем, что цены на аренду и приобретение коммерческих объектов здесь всегда устанавливались на 20-30% ниже, чем в новостройках или торговых центрах. Департамент градостроительства подтвердил данные, что доля коммерческой недвижимости в пятиэтажных хрущевках составляет 10% от 25 млн. квадратных метров, ориентированных на снос. Это 2,5 млн. квадратов законно отведенных под бизнес. Малый бизнес на первых этажах домов, которые не подали заявление против реновации это порядка 10 тысяч компаний, зависших в воздухе.

  • Наличие конкурентов в виде гипермаркетов, ТЦ и ТРЦ

Стрит-ретейл понятие для столицы не новое, но его благополучие обусловлено близостью к покупателю. Именно поэтому малый бизнес, вынужденный перебраться в новостройки не сможет выиграть конкуренции у торговых центров и гипермаркетов, которыми обычно оснащают (а мэрия рапортует, что районы переселения будут благоустроены) зоны локации новоселов.

 

бизнес против реновации пятиэтажек

 

Рокировка или компенсация

 

Перспективы малого бизнеса в свете существующей редакции закона и поправок к нему не радужная, вынуждающая многие компании уже сегодня обратиться за квалифицированной помощью юристов, привести в порядок правоустанавливающие, хозяйственные и бухгалтерские документы. Это непредвиденные затраты, которые только стимулируют индивидуальных предпринимателей принимать позицию против реновации пятиэтажек.

Чтобы понять возможный временной зазор между сегодняшней стабильностью и завтрашней пропастью необходимо для начала уточнить, какие дома проголосовали против реновации. Если бизнес расположен в таких зданиях на время проблему можно отложить.

Для коммерсантов, оказавшихся на стороне баррикад, есть рекомендации общего характера, вытекающие из смысла ФЗ «О статусе столицы Российской Федерации» и поправок к нему.  Оставить свой бизнес на плаву без гарантии на стабильность или подготовиться уже сегодня к общению с местными органами самоуправления, решит каждый для себя. Для получения адекватной денежной компенсации, при внесении дома в список реновации, за коммерческие площади необходимо провести некоторые действия. Как то: аудит бухгалтерских, хозяйственных, правоустанавливающих и отчетных документов. По опыту прошедших ранее в Москве реформ можно сделать вывод, что подготовившись и правильно написав заявление на денежную компенсацию, каждый владелец коммерческой недвижимости гарантировано получит за нее адекватное рыночным предложениям вознаграждение.

 

Что предлагает данный законопроект:

  1. Полное возмещение оценочной стоимости помещений в домах, подпадающих под реновацию;
  2. Предоставление равноценных или равнозначных квадратных метров;
  3. Выделение квартир по программе реновации в тех же районах, где располагался дом, попавший под снос (исключение Троицкий, Зеленоградский и Новомосковский АО где выделение квартир будет проводиться в границах округа).

Из текста законопроекта ясно, что право на компенсацию и получение равноценных площадей имеют владельцы квадратных метров, своевременно оформившие все правоустанавливающие документы. Почему акцентирован вопрос владельцев несложно догадаться. Если стоит вопрос о том, что против реновации пятиэтажек выступает собственник коммерческих площадей, как физлицо он может принимать участие в голосовании. Юридические лица и компании такого права лишены и влиять на ситуацию они могут только узнав, кто проголосовал против реновации и попытавшись склонить к своему мнению инициативную группу жильцов дома.

Арендаторов данный закон не затрагивает. Но и они могут выиграть немало преференций, заблаговременно прибегнув к помощи квалифицированных юристов. Оценив все неотъемлемые улучшения, произведенные в коммерческих помещениях, со измерив предварительные оплаты за аренду или условия договора аренды с правом дальнейшего выкупа можно компенсировать львиную долю средств, уже вложенных в бизнес.